Сценическое мастерство актера
Занятие 2
педагог - Шевченко Оксана Анатольевна
Тема: Художественное оформление спектакля. Театр теней.
Доброго времени суток, ребята).
Продолжаем знакомиться с вариантами художественного оформления спектакля. На этом занятии мы с вами познакомимся с одной из множества разновидностей театрального творчества – театром теней, выделим основные законы создания такого типа спектакля и попробуем свои силы в работе над ним. Вы вновь предстанете в роли художников, создающих свои собственные работы в театре, иизготовитеперсонажей для театра теней.
ТЕАТР ТЕНЕЙ – это вид театрального зрелища, основанного на использовании плоских кукол: из картона, кожи, специальной цветной пленки, которые находятся между источником света и экраном или накладываются на него.
Театр теней является одним из древнейших видов театрального искусства.
Самые первые театры теней предстали перед взором еще во II тысячелетии до н. э.
Тени, поистине волшебные создания, и ими можно научиться управлять. Они способны оживать в умелых руках артистов-кукольников. В каждой стране театры теней чем-то отличаются друг от друга. Где-то воспроизводят мифологические сюжеты, где-то фольклорные или эпические. В Китае, например, предпочитают исторические сцены, в Индии – религиозные, тогда как в Турции обращают внимание на сатиру и комедийные жанры.
В Поднебесной всё началось благодаря усердию и фантазиям одного придворного художника, который пытался как-то развеселить своего императора после внезапной кончины его супруги. Он решил нарисовать силуэт его умершей жены на бумаге, вырезал его и поместил ту фигуру за полупрозрачной тканью. После чего пригласил императора и стал показывать мини-представление, перемещая куклу за ширмой и создавая иллюзию живого человека.
Подобные представления многим пришлись по вкусу и театр теней очень быстро стал распространяться по всем провинциям Китая. В те годы теневые кукловоды уже начали образовывать собственные гильдии и путешествовать со своими мини-спектаклями по стране.
Такие представления получили название «Люй Пи-ин» (фигурки из ослиной кожи), потому что кукол-марионеток изображали на рисовой бумаге и предохраняли от повреждений с помощью плотной кожи. А для управления этими самодельными куклами использовали бамбуковые палочки. Силуэт в театре теней показывал весь характер марионетки, а форма глаз и головы устанавливалась традицией страны и отвечала определённому характеру.
Многие искусствоведы полагают, что первоначальный театр теней возник ещё в Индонезии. Тот древнейший яванский театр — ваянгпурво, явился предвестником китайского театра. Он представлял собой обрядовый ритуал вызывания предков. А само слово «тени» в его названии означало «тени умерших людей», которые будто бы пробуждались для общения с потомками.
Наивысшей формы театр теней достиг во времена Османской империи, когда по Великому Шёлковому пути театр добрался и до Турции. Здесь искусство было основано на приключениях персонажа, которого звали Карагёз («чёрный глаз»).
Постановки театра теней в Турции были всегда чистой импровизацией! Артисты не придумывали заранее сюжеты, не репетировали, а выступали по ситуации, учитывая меняющиеся настроения зрителей.
Чуть позже один из видов театра так стали и называть – «карагёз». Те представления проходили практически везде, даже при дворе султана. А со временем, милость правителя и популярность в народе позволили турецким кукольникам основать свою театральную гильдию.
Позднее театр теней получает развитие и в Европе, причём помимо вырезанных из бумаги кукол здесь появляются и первые живые актёры. В Нидерландах театр теней и вовсе именовали «игрой испанской тени», а в Париже такие представления называли по-разному: сначала «оптическими спектаклями», потом причудливыми «фантасмагориями» и, наконец, «китайскими тенями». Это название утвердилось с 1767 года, когда некий миссионер Жюль Аллод по возвращении во Францию представил публике новый вид искусства.
Бесспорно, театр теней приобрёл известность и в России. Ещё в 1917 году советские мастера Иван и Нина Ефимовы создавали интересных и забавных персонажей для своего силуэтно-теневого театра.
Художники вырезали забавные силуэты из плотной бумаги, выпиливали из фанеры и закрашивали в чёрный цвет. Чуть позже они изобрели особый станок для показа своих силуэтов. И несмотря на то что их куклы не имели мелких ярких деталей, все действия, позы и жесты они выполняли довольно чётко.
А в 1934 году был основан «Московский театр теней» (МТТ), в котором многие приёмы заимствовали у китайского театра, да и на такие постановки в основном ходили дети. Спектакли были основаны на сказках: «Конёк-горбунок», «Золушка», «Красная шапочка», и в теневом исполнении они казались ещё волшебнее.
В XXI веке театр теней уже не тот, и представления выглядят совсем по-другому. Здесь вы не увидите кукол, так как на сцене выступают настоящие артисты. Зрелище стало ещё более впечатляющим и увлекательным. Всего 5–6 человек, но вытворяют просто чудеса. Актёры пластичны, артистичны, стремительны, впрочем, посмотрите сами (Видео 1).
К тому же теневая фигура, всегда может преображаться, меняться, оборачиваться прямо на глазах у зрителей в нечто фантастическое. Благодаря чему у публики всегда есть возможность домыслить что-то по своему усмотрению.
Сегодня в таких постановках театра сочетаются и танец, и пантомима, и видео проекции, вы слушаете чудесные мелодии и смотрите на игру света и теней. Образы театра теней выполнены в традициях современного изобразительного искусства, в котором соединяются натуральность и абстракция.
Главный в теневом театре, конечно, художник. Только он может нарисовать выразительные силуэты героев спектакля и декораций. В остальном теневой театр устроить совсем нетрудно.
Что нужно для создания театра теней?
Ширма, свет, фантазия художников и замечательная игра актеров-кукловодов.
Ширма состоит из двух частей. Первая часть – нижняя, должна закрывать от зрителей актеров-кукловодов. Вторая часть – верхняя изготавливается из белого материала. На эту часть и направляется свет прожектора или лампы, чтобы тени ожили.
Ширма может быть и маленькая. Главное, чтобы источник света располагался между кукловодом и ширмой.
Свет играет в теневом театре очень важную роль. Зрители сидят по другую сторону экрана, в темноте, и видят тени движущихся на экране фигур. Фигуры (вырезанные силуэты) нужно водить за специально прикреплённые подставки по линии "земли" (границе первой и второй части ширмы). Водить следует плавно, без дрожания и рывков.
Голова, руки, плечи показывающего должны всё время быть ниже уровня "земли", чтобы не мешать действию.
Показывающие распределяют между собой роли заранее, договариваются, кто, когда и откуда появляется на экране. Фигуры для каждой постановки лучше разложить на отдельных листах картона. Неподвижные силуэты - декорации перед спектаклем прикрепляют к планкам.
Теневой театр похож на один из видов изобразительного искусства – графику.
Графикой называют рисунки, сделанные карандашом, тушью, гравюры на бумаге.
Добиться выразительности можно даже при использовании только черного цвета. Именно поэтому графику часто называют искусством черного и белого. Цвет тоже может использоваться, но не так смело, как в живописи, где он главный.
Работая над спектаклем в графике, нужно помнить, что персонаж может быть выполнен только в виде силуэта в профиль(контурного рисунка, заполненного одним ровным тоном). Поэтому силуэт должен передать все особенности персонажа, быть узнаваемым. Главной краской в работе художника, конечно же, будет черная.
Итак, перейдем к ЗАДАНИЮ, которое вам будет необходимо выполнить. Для выполнения этого задания вам понадобится: картон черного цвета, ножницы, скотч, простой карандаш, ластик.
Последовательность работы:
- Вспомнить или перечитать русскую народную сказку «Колобок», вспомнить количество персонажей сказки.
- Продумать особенности внешнего вида героев, выделить характерные признаки, можно их даже усилить.
- Наметить фигуру в профиль, достаточно крупно и на листе, расположенного вертикально.
- Прорисовать все изображения простым карандашом, усиливая линию контура, силуэта (не забываем прорисовывать глаза, рот и нос).
- Вырезать силуэт-образ.
- Прикрепить к палочке (карандашу и пр.) силуэт.
Помните, что для работы нам необходимо взять фантазию, веселое настроение, упорство и, конечно же, вдохновение. И помнить о правилах техники безопасности!
Итог ваших трудов (фото работ) я буду ждать в виде писем по электронному адресу mbouscdt.1012@yandex.ru. Спасибо)
Педагог - Шевченко Оксана Анатольевна
Занятие объединения «Мир театра»
Тема: Художественное оформление спектакля. Работа художника-декоратора
Доброго времени суток учащимся объединения «Мир театра».
Мы с вами продолжаем открывать тайны театрального творчества. Данный материал познакомит вас с особенностями художественного оформления спектакля. Вы узнаете новые определения и выполните несложное, но очень интересное творческое задание.
Итак:
Художественное оформление спектакля - сложный процесс. В него входит декорация, реквизит и бутафория, красочное оформление ширмы и задника, изготовление или реставрация кукол. Любой спектакль становится интереснее, гармоничнее, красочнее, если он оформлен декорацией. Художественным оформлением занимается художник. В профессиональном театре работают несколько художников: художник – декоратор, художник – бутафор, художник – костюмер, художник по куклам.
Логично, что первые театральные художники появились на родине театра – в древней Греции. Они занимались сценографией – то есть оформлением сцены.
Основа художественного оформления спектакля – это декорации.
Декорация - это живописное, объёмное или архитектурное изображение общего вида места действия и обстановки сценического действия. По декорациям зрители узнают время и место действия. Декорации создают атмосферу – настроение, ярче раскрывают события, происходящие на сцене. Художник сам решает из чего будут сделаны декорации, будут они объёмными или плоскостными, как будет расписан задник сцены. Главное, чтобы они были устойчивыми, красочными и интересными.
Цвета декорации помогают передать эмоциональный настрой и артистам, и зрителям.
С помощью цвета красок художник может не только воссоздать место действия, но и передать время года, создать настроение.
В дополнение к декорации идет реквизит.
Реквизит (в переводе с латинского языка означает «необходимое») – это подлинные вещи, необходимые актёрам по ходу спектакля.
Для того чтобы тот или иной спектакль был достоверным, чтобы зрители поверили в то, что видят на сцене необходимы определённые вещи. Именно те вещи, без которых артисты не смогут играть спектакль, и есть реквизит. Театральным реквизитом может стать всё что угодно – портфели, трости, кошельки, шляпы, и так далее. К мелкому реквизиту относятся мелкие же предметы утвари – подсвечники, посуда, чернильные приборы, лампы… Главное, чтобы они были к месту в данном спектакле. Но часто подлинные вещи того или иного времени заменяются в спектакле бутафорией – искусственными вещами, которые созданы художниками – бутафорами.
Бутафория в переводе с итальянского языка означает «хлам» – это поддельные предметы, имитирующие подлинные: посуда, мебель, украшения, детали костюмов, скульптура… Если предметы большие, их делают разъёмными или только половину. Доступный и дешёвый материал – вот что отличает бутафорию от настоящих вещей, а из зрительного зала бутафорские предметы кажутся вполне правдоподобными. В театре бутафорию любили почти во все времена. Фальшивыми предметами пользовались ещё древние ярмарочные скоморохи.
Обычно изготавливается бутафория из лёгких и дешёвых материалов: картон, пенопласт, дерево, холст и т.д.
Художественное оформление спектакля заключается в следующем:
Для начала определяется, сколько понадобится сценических картин (частей) в спектакле. Их должно быть минимум, чтобы не перегружать спектакль, но они должны подчеркивать характер, настроение происходящего на сцене. Затем к каждой картине создаются эскизы с изображением окружающих героев явлений и предметов. Эти явления (время года, время суток, улица, помещение и пр.) и предметы (все, что поможет актеру в спектакле) дополняют картину происходящего на сцене, делают ее более объемной, более красочной. Иногда это напоминает работу художников, которые создают комиксы – рисунки по рассказу. Такие эскизы помогают отобрать самые необходимые элементы, и лучше распределить декорации на ширме и в пространстве.
Подведем итог: В театре без художника не обойтись. Он, силой своего воображения, пользуясь красками и холстом, одушевляет пустое пространство сцены. Из дремучего леса мы можем попасть в сказочный замок, перенестись из одной части света в другую, побывать в разных временах года, Художник создаёт яркие костюмы, важные для действия предметы обстановки. И с полной уверенностью можно сказать, что художник участвует в создании спектакля наравне с актёром и режиссёром.
ЗАДАНИЕ: Прочитайте сценарий спектакля «Похлебка из камней». Определите, сколько сценических картин будет в спектакле. Нарисуйте эскизы этих сценических картин. Определите реквизит и бутафорию к данному спектаклю.
«ПОХЛЕБКА ИЗ КАМНЕЙ»
Под народную музыку на центр сцены выходит Рассказчица.
Рассказчица: Эта удивительная история случилась в нашем славном городе, в давние-давние времена. Теперь все это – дела давно минувших дней, но их нет нужды торопиться забывать. Так вот, слушайте!
Садится на пенек у края сцены и начинает повествование.
Музыкальное сопровождение.
Рассказчица: Жили-были две сестры – Апраксия (практичная) и Анисья (она блаженная). Апраксия вышла замуж за богатого мельника, Анисья - за простого плотника. У Апраксии был всего один сын, да и тот злой и плаксивый. У Анисьи же были три девочки, и росли они румяные, послушные и весёлые. А было так от того, что в маленьком домике плотника, хотя и не водилось богатство, никогда не смолкали смех и песни.
Но вот настал год, когда в городе появилась неведомая болезнь. В один день сестры вышли замуж, в один день стали вдовые.
Осталась Анисья с тремя маленькими детьми. Срубы ставить – не женское дело, а другой работы Анисья, как ни искала, найти не могла. Тогда решила она пойти к своей сестре Апраксии.
Сцена первая
На сцене – ширма. На заднике – изба.
Анисья: Помоги мне, сестра! Совсем детей кормить нечем. Дай хоть немного хлеба!
Апраксия: Навязались на мою голову, дармоеды! Ну, так и быть, прибери в доме, вычисти хлев, накорми скотину да испеки хлеб, тогда и просить будешь.
Анисья кланяется. И суетится у печи. Достает хлеб.
Апраксия: Ну-ка! Где тут самый маленький каравай. (Дает хлеб сестре)Вот! Получай за работу, завтра опять можешь приходить!
Анисья: Спасибо тебе, сестрица! Теперь проживем как-нибудь!
Апраксия (в след уходящей сестре): Недолго будут румяными твои дети, если ты разделишь на троих такой маленький хлеб!
Рассказчица: Пришла Анисья и на следующий день. Сестра задала ей работу ещё тяжелей, а вечером положила перед ней хлеб еще меньше вчерашнего. Только на этот раз Анисья похитрей оказалась.
Анисья: Ах, сколько муки к ладоням пристало, когда я месила тесто. А что если не смывать ее, а дома сварить из нее похлебку. Вот и будет, что поесть детям! Так и сделаю! И не будут мои дети голодать!
Сцена вторая
Рассказчица: Как-то раз, когда Анисья работала у сестры во дворе, в ворота вошла нищая старушка-странница.
Странница: Здравствуй, добрая женщина. Я очень голодна. Ты не дашь мне кусочек хлеба?
Анисья: И рада бы тебя накормить, бабушка, да не я здесь хозяйка. Попроси у моей сестры.
Выбегает Апраксия.
Апраксия: Эй, убирайся прочь, старуха, пока я собаку на тебя не натравила! Самим есть нечего!
Странница: Что ж, спасибо хозяйка, за доброту и угощение.
Странница уходит, Анисья догоняет ее и шепчет:
Анисья: Не печалься, бабушка! Жди меня вечером у поворота дороги, я постараюсь тебе помочь.
Ширма переворачивается. На заднике – пейзаж.
На камне сидит странница. Анисья вынимает из корзинки хлеб,
делит его на 4 части и одну часть отдает страннице.
Анисья: Вот, возьми, поешь, бабушка!
Странница: Чью же долю ты мне отдала, добрая душа?
Анисья: У меня трое детей, а четвертая я сама. Вот я и отдала свою долю. Ты не беспокойся, я сегодня устала крепко и скоро усну. А во сне есть не хочется.
Странница: Что ж, спасибо. Может, и я тебе когда-нибудь помогу…
Странница уходит, Анисья смотрит ей вслед,
печально вздыхает и тоже уходит за кулисы.
Сцена третья
Ширма переворачивается. На заднике – изба.
Рассказчица: Прошло ещё немного времени. Сын Апраксии, совсем от рук отбился, как будто в него вселился бес. Хотел то звезду с неба, то луну. Топал ногами и вопил. Да так, что к вечеру все в доме оглохли от его крика, а сам он заболел.
Выходит плачущая Апраксия и Анисья.
Апраксия: Ох, горе какое, заболел мой единственный сыночек! Анисья, слышишь! А как твой дети? Здоровы?
Анисья: Здоровы, слава Богу!
Апраксия: (с завистью, про себя)Вот же змея подколодная! (сестре) Что стоишь, сестрица! Иди тесто поставь для хлеба!
Анисья уходит.
На сцену выбегают дети Анисьи, веселые и счастливые.
Играют и смеются. Апраксия удивляется и злится еще больше.
Апраксия: Милые детки, добра бы вам не видать, чем вас ваша матушка кормит? Почему у вас такие круглые щёки?
Треплет одну из девочек за щеку.
Девочка 1: Каждый вечер мы едим мучную похлёбку.
Апраксия: Мучную похлёбку? А где же мать берёт муку?
Девочка 2: Как только мама приходит домой, она стряхивает над чугунком муку, приставшую к ладоням.
Апраксия: Ах вот оно что! Ну ладно! Веселитесь!
Дети убегают за кулисы.
Апраксия: Анисья! Сестрица! Поди сюда!
Выходит Анисья.
Анисья: Тесто поставила? А теперь хорошенько вымой руки, и прочь пошла с моего двора! Чтоб глаза мои тебя больше не видели!
Апраксия уходит за кулисы.
Сцена четвертая
Ширма переворачивается. На заднике – пейзаж.
Анисья берет пустую корзинку и печально идет через сцену. Останавливается около трех камней, лежащих на авансцене.
Анисья: Что теперь будет! Что я скажу голодным детям?! Чем я их накормлю?! (оглядывается, замечает камни)
Положу-ка я в корзинку эти три камня, что лежат у дороги… Может быть хоть в этот вечер мне удастся заставить детей не думать о еде.
Собирает в корзинку камни.
Сцена пятая
Ширма переворачивается. На заднике – изба.
На сцену выбегают дети Анисьи.
Девочка 1: Радость наша – матушка, как мы по тебе соскучились!
Девочка 2: Матушка, мы и воды уже наносили, и печь затопили!
Девочка 3: Давай варить похлебку!
Анисья: Милые мои детки, сегодня у нас будет похлёбка, да не мучная, а из хорошего мяса!
Дети удивляются.
Анисья кладет в чугунок три камня. Дети заглядывают в чугунок.
Девочка 1: Матушка, а мясо долго варится?
Анисья: Долго, детки, долго! Видите, какое оно твёрдое.
Стучит деревянной ложкой по камням в чугунке.
Когда оно станет мягким, похлёбка будет готова. А пока идите, поиграйте.
Дети убегают. Анисья горько плачет над чугунком.
Анисья: Час уж поздний… Дети поиграют и уснут, позабыв о еде. Но что мне делать завтра? Удастся ли найти работу?
Дети вбегают на сцену, ведя за собой странницу.
Девочка 2: Матушка! Матушка! Бабушка сказала, что она тоже голодная! Накорми, пожалуйста, и ее нашей мясной похлёбкой.
Анисья встречает странницу, помогает ей присесть на лавку.
Анисья: А почему же не накормить? Только мясо ещё твёрдое. Пусть бабушка погреется у печи, а вы поиграйте еще немного.
Дети убегают. Анисья говорит страннице:
Анисья (печально): Не сердись, бабушка. В прошлый раз я отдала тебе свою долю. А сегодня у меня ничего нет.
Странница: Что же варится в чугунке?
Анисья: В чугунке… В чугунке – обыкновенные камни…
Странница: Ну зачем ты меня обманываешь? Я же чувствую запах наваристой мясной похлебки!
Анисья: Вот те крест, там нет ничего, кроме камней!
Анисья подбегает к печи, зачерпывает ложкой из чугунка и удивляется, увидев в ложке большой кусок мяса.
Странница смеется.
Странница: Я же говорила, что пахнет мясом. Зови детей вечЕрить.
Анисья (удивленно): Но похлёбку ещё нужно посолить, а у меня нет соли!
Странница: Недавно ты плакала. Может, одна слезинка попала в похлебку. А ведь нет ничего солонее материнских слёз.
Анисья пробует похлёбку.
Анисья: И вправду, солона в меру! Дети, идите есть!
Дети садятся за стол. Анисья наливает похлебку в большую миску.
Странница: Дай детям по куску хлеба к похлёбке.
Анисья (разочарованно): В доме нет хлеба.
Странница: Ты опять меня обманываешь. Посмотри в сундучке.
Анисья открывает сундучок и достает хлеб.
Дети начинают есть.
Анисья отводит страницу в сторону (на авансцену).
Анисья: Ах, бабушка, спасибо тебе! Ты, видно, кудесница!
Странница: Так оно и есть. И все это для меня – сущие пустяки. Знаешь ли, за последнюю тысячу лет я порядком устала бродить по белому свету и хочу отдохнуть в своей лесной избушке годков этак триста. Но перед этим хочу рассчитаться со всеми долгами. Все, что я дала тебе сегодня, останется в твоем доме навсегда. Вы больше не будете голодать.
А теперь я пойду. Есть у меня ещё должок - твоей сестрице.
Анисья: Ах, бабушка, пощади мою сестру!
Странница: И рада бы, да не могу. Есть у нас, у кудесниц, свой закон - за всё платить по заслугам. Кто чего заслужил, то и получит.
Странница уходит. Дети ее провожают и уходят за кулисы.
Анисья: Что же будет с моей Апраксией? Хоть и злая она у меня, а все-таки сестра!
Анисья бежит к кулисе. Навстречу ей – Апраксия с перевязанным платком лицом (как при зубной боли).
Апраксия: Беда, сестрица, беда! Приходила ко мне та самая проклятая ста. . . Ой, ой, ой! (хватается за щеку) Та самая добрая старушка и сказала, что всякий раз, когда я начну браниться, у меня заболят зубы. Чтоб ей пусто было! Ой, терпенья нету!
Анисья смеется, обнимает сестру, и они уходят за кулисы.
Рассказчица: Тут бы можно и закончить наш рассказ, да вот что надо ещё сказать:
С той поры, как случилась эта история, прошло без малого триста лет. Скоро проснётся в своей лесной избушке и опять пойдёт бродить по свету странница. Может, она снова забредет в наш город. Может, и вы встретитесь с ней. Вы ее не бойтесь. Она старушка хорошая. Не забывайте только, что она за всё платит по заслугам: кто чего заслужил, то и получит.